Симметричный шейный тонический рефлекс. СШТР.
СТР относится к группе позотонических рефлексов.
Задача рефлекса.
Помогает удерживать тело в вертикальном положении, помогая справляться с силой тяжести в первый год жизни. Особенно важен данный рефлекс, когда речь идёт о необходимости встать на четвереньки, занять вертикальную позицию стоя у стенки кроватки или манежа и т.п.
Рефлекс проявляется в изменении тонуса мышц конечностей в зависимости от положения головы:
- При сгибании головы вперёд, рефлекторно сгибаются руки (повышается мышечный тонус сгибателей) и выпрямляются ноги в коленях и в тазобедренных суставах (повышается тонус разгибателей ног).
- При наклоне головы назад выпрямляются руки (повышается тонус разгибателей рук) и сгибаются ноги (повышается тонус сгибателей ног).
Действие рефлекса сохраняется при любом положении тела: сидя, стоя, лежа на спине/на животе/на боку.
Негативное влияние не интегрированного рефлекса на развитие:
Рефлекс должен оставаться активным только на протяжении определённого времени, дальнейшая же его активность негативно влияет на следующие этапы развития:
- Удержание позы при сидении или стоянии;
- Ползание на четвереньках,
- Развитие зрительно-моторной координации
Интегрируется к 9-11 месяцам.
Если же интеграция не произошла, то регуляция распределения мышечного тонуса в нижних и верхних конечностях будет зависеть от положения головы ребёнка.
Проявление не интегрированного рефлекса:
- Сидя, трудно удерживать голову (сидит, положив руки под голову, кладет голову на стол);
- Сидит на стуле с согнутыми ногами, цепляется ими за ножки стула, в случае @) если смотрит вверх и руки прямые;
- Вытягивает ноги вперёд, съезжает под парту, если голова опущена и руки согнуты (в том числе, долго сидя с согнутыми руками и головой, испытывают необходимость выпрямить ноги, из-за чего могут вставать с места);
- У ребёнка сутулая осанка;
- Отмечается слабость плечевых частей рук, может быть чрезмерная гибкость локтей; боль в грудном отделе позвоночника, между лопатками, боль в шее;
- Имеются трудности зрительно-моторной координации;
- У маленьких детей могут проявляться в трудностях приведения руки с ложкой ко рту.
В более старшем возрасте затрудняют развитие глазодвигательных навыков, в частности скорость аккомодации, что проявляется например в трудности переносить фокус внимания с доски на парту или рассчитать движения рук, чтобы поймать мяч). Кроме этого, имеются трудности вертикального слежения.
Ввиду вышеизложенных особенностей, у ребёнка часто имеется слабость процессов письма и чтения.
Диагностика Процедура тестирования
Исходное положение - на четвереньках, расстояние между коленями около 10 см, спина прямая, шея — продолжение позвоночника, взгляд в пол. Попросите ребенка, сохраняя положение корпуса, медленно опустить голову вниз так, как будто он смотрит между коленей на пятки. Задержаться в этом положении на 5 сек., затем медленно поднять голову, как будто ребенок смотрит в потолок.
Повторите 6 раз.
Обратите внимание на:
- сгибание (дрожание) рук при опускании головы вниз;
- поднимает ли ребенок стопы над полом, опуская голову вниз;
- движение туловища назад (как будто хочет сесть на пятки), при подъеме головы вверх;
- движения в тазобедренных суставах; - выгибание спины.
Коррекция
- Упражнения: Червячок, Прятки, Муха, Лягушка и суслик
- ползанье игры на платформе
- Упражнения на интеграцию ЛТР
Пока нет комментариев