Хватательный рефлекс

Хватательный рефлекс

Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони.

Формируется внутриутробно. Хватательный рефлекс связан с рефлексами орального автоматизма.

Задача рефлекса:

Необходим для навыка схватить и удержать предмет, либо удержаться самому. Усиливается при кормлении, что связывает данный рефлекс с рефлексами орального автоматизма.

Рефлекс проявляется при раздражении ладони младенца, ребенок рефлекторно сжимает пальцы в кулачок.

Этапы развития кисти:

  • Хватательный рефлекс
  • Раскрытие ладони (когда ребёнок опирается на ладонь приподнимая голову)
  • Рефлекс удержания (держит ли игрушку) (около 6 мес.)
  • Контролируемое корой противопоставление пальцев (пинцентный захват) (около 9-12 мес.)
  • Двустороннее и одновременное противопоставление пальцев (перенос так из руки в руку, где она даёт другая берёт) (около 12 мес.)
  • Двусторонняя функция с одной рукой в доминантной роли (около 4 года)
  • Письмо рукой, соответствующей доминантному полушарию (5-6 лет) .

Негативное влияние не интегрированного рефлекса на развитие:

ХР интегрируется ближе к 1 году, когда большой палец противопоставляется остальным (пинцетный захват) и ребенок осваивает способность намеренно отпускать предметы. В случае длительного сохранения препятствует развитию мелких и точных движений руки.

Проявление не интегрированного рефлекса:

  • чрезмерная чувствительность при прикосновении к ладоням
  • неловкость рук, все валится из рук,
  • не может отпустить или поймать предмет,
  • не сжимает пальцы или сжимает пальцы частично - трудности удержания карандаша, трудности в овладении письмом,
  • дополнительные движения руками при говорении, дополнительные движения рта и языка при рисовании или письме (синкинезии),
  • нарушения речи (дизартрия, заикание).

Диагностика

Противопоставление большого пальца пальцам руки.
Исходное положение - стоя. Ребенок стоит прямо стопы или пятки вместе. Необходимо согнуть одну руку в локте так, чтобы предплечье и кисть располагались под углом 45 градусов к плечу, при этом ладонь направлена к лицу. Другая рука свободно висит вдоль тела. Соедините большой и указательный пальцы так, чтобы получилось колечко. Пять раз соедините и разъедините кончики большого и указательного пальцев. Повторите пять раз такое же упражнение с большим и средним пальцами. Далее выполните упражнения с безымянным пальцем и мизинцем. Повторите тест на другой руке в указанной выше последовательности.

Обратите внимание на:
- пальцы другой руки

- будут ли они также двигаться, то есть зеркально повторять движения активной руки? Если да, то насколько активно и какие именно пальцы?
- Может ли ребенок выполнять последовательные движения?
​​​​​​​- Сложно ли ребенку выполнять движение какими-либо пальцами?

рефлекс ладонь неловкость пальцы

lumihome24

9 окт 2022 в 19:56

Похожие материалы
Комментарии (0)

Пока нет комментариев

Я специалист Я родитель