Хватательный рефлекс
Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони.
Формируется внутриутробно. Хватательный рефлекс связан с рефлексами орального автоматизма.
Задача рефлекса:
Необходим для навыка схватить и удержать предмет, либо удержаться самому. Усиливается при кормлении, что связывает данный рефлекс с рефлексами орального автоматизма.
Рефлекс проявляется при раздражении ладони младенца, ребенок рефлекторно сжимает пальцы в кулачок.
Этапы развития кисти:
- Хватательный рефлекс
- Раскрытие ладони (когда ребёнок опирается на ладонь приподнимая голову)
- Рефлекс удержания (держит ли игрушку) (около 6 мес.)
- Контролируемое корой противопоставление пальцев (пинцентный захват) (около 9-12 мес.)
- Двустороннее и одновременное противопоставление пальцев (перенос так из руки в руку, где она даёт другая берёт) (около 12 мес.)
- Двусторонняя функция с одной рукой в доминантной роли (около 4 года)
- Письмо рукой, соответствующей доминантному полушарию (5-6 лет) .
Негативное влияние не интегрированного рефлекса на развитие:
ХР интегрируется ближе к 1 году, когда большой палец противопоставляется остальным (пинцетный захват) и ребенок осваивает способность намеренно отпускать предметы. В случае длительного сохранения препятствует развитию мелких и точных движений руки.
Проявление не интегрированного рефлекса:
- чрезмерная чувствительность при прикосновении к ладоням
- неловкость рук, все валится из рук,
- не может отпустить или поймать предмет,
- не сжимает пальцы или сжимает пальцы частично - трудности удержания карандаша, трудности в овладении письмом,
- дополнительные движения руками при говорении, дополнительные движения рта и языка при рисовании или письме (синкинезии),
- нарушения речи (дизартрия, заикание).
Диагностика
Противопоставление большого пальца пальцам руки.
Исходное положение - стоя. Ребенок стоит прямо стопы или пятки вместе. Необходимо согнуть одну руку в локте так, чтобы предплечье и кисть располагались под углом 45 градусов к плечу, при этом ладонь направлена к лицу. Другая рука свободно висит вдоль тела. Соедините большой и указательный пальцы так, чтобы получилось колечко. Пять раз соедините и разъедините кончики большого и указательного пальцев. Повторите пять раз такое же упражнение с большим и средним пальцами. Далее выполните упражнения с безымянным пальцем и мизинцем. Повторите тест на другой руке в указанной выше последовательности.
Обратите внимание на:
- пальцы другой руки
- будут ли они также двигаться, то есть зеркально повторять движения активной руки? Если да, то насколько активно и какие именно пальцы?
- Может ли ребенок выполнять последовательные движения?
- Сложно ли ребенку выполнять движение какими-либо пальцами?
Диагностика АШТР. Асимметричный шейный тонический рефлекс
Возникает у плода примерно к 18-й неделе внутриутробного развития, полностью...
Симметричный шейный тонический рефлекс. СШТР.
СТР относится к группе позотонических рефлексов. Задача рефлекса. Помогает удерживать...
Пока нет комментариев